OBZOR.lg.ua

как жить в Луганске

Луганские идеологи

Блоги

В те места, где нет почты и телеграфа, идеологию доставляют танками и ракетами миротворческих миссий.
28 мая 2013,  вторник. Последнее обновление в 09:47

В поиске содержательного чтения обратилась к интернет-газете «Восточный Вариант». Тут мое внимание привлекли несколько статей, в частности, «Украина безыдейная» Максима Вихрова.

Когда народный депутат Вадим Колесниченко появился на людях в советской форме то ли офицера сухопутных войск, то ли НКВДиста, особого удивления это не вызвало. И не только из-за скандально-эпатажного имиджа самого Вадима Васильевича. Идеологическая составляющая украинской политической жизни столь примитивна и неблагодатна, что нардеп-косплеер смотрится вполне органично. Если уж говорить совсем прямо, то за последние двадцать лет наш политический класс не смастерил ни одной новой идеи, довольствуясь идеологическими обносками прошлых эпох. Поэтому-то в идейном плане любой украинский политик выглядит, в лучшем случае, как живописный бомж.

Да, наши политологи всё ещё употребляют слова «правые», «левые», «центристы» и т. п., но это термины-сироты, которым более не соответствует никакой объект. Традиционно наиболее «идейными» у нас считают коммунистов и националистов — по крайней мере, они о своей идейности громче и чаще всех заявляют. Но и КПУ, и «Свобода» преимущественно пользуются теоретическим наследием как минимум полувековой давности. Безусловно, Карл Маркс и Фридрих Энгельс были крупными теоретиками и остались таковыми, даже когда все их теоретические прогнозы благополучно не осуществились. Но ведь «Капитал» был издан почти 150 лет назад! Дело тут не в интеллектуальной моде, а в соответствии действительности. «Лечить» социум ХХІ века по рецептам века ХІХ-го — это консерватизм, переходящий в обскурантизм, то бишь в мракобесие. Конечно, есть и некоторые новации. Правда, православный великорусский коммунизм или черносотенный прогрессивный социализм выглядят не ново, а «стрёмно», что лишний раз подтверджает теоретический (да и стилистический) застой.

Достаточно посмотреть на луганские «маёвки»…

Таков посыл. Далее Максим Вихров развивает его на хорошем русском языке (что далеко не всегда можно встретить у многоуважаемых местных авторов), привлекая живые примеры отсутствия современной идеологии у большинства ведущих украинских партий.

Со своей стороны, скажу вещь, наверняка известную Максиму Вихрову. Современное озвучивание и снабжение запоминающимися визуальными образами партийной или коммерческой деятельности называется даже не «идеология».

Для этого теперь существуют совсем другие слова. Из них «пиар-сопровождение» уже и не самое новое.

Да-да. Важнейшей частью любого коммерческого проекта, которым при ближайшем рассмотрении оказывается в наше время и культура, и наука, и политика, и даже религия оказывается его грамотная раскрутка, немыслимая без современных, высокотехнологичных брендов, речевок, мемов, акций, то есть хорошей упаковки, адекватно воспринимаемой потребителями и внедряемой по всем доступным каналам информации.

Вне всякого сомнения, причастный к этому процессу, хотя бы по касательной, автор статьи, начинает с критики существующей пиар-упаковки современной украинской политики, как не отвечающей «духу времени».

Надо полагать, что если найдется партия, которую озаботит проблема обновления упаковки, то следующим шагом будет приглашение команды дизайнеров, политтехнологов и других специалистов, чувствующих в себе силы разработать «свежайшую» идеологию.

Конечно, у каждой партии и сейчас есть группа таких профессионалов. Но они явно даром едят свой хлеб — понимает, читая статью Вихрова, вдумчивый читатель.

Если еще существуют в каких-нибудь глухих украинских селах бабушки и дедушки, которые думают, что партия — нечто большее, чем «проект», то это, разумеется, их проблемы. Мы живем не в селе, и все давно поняли. «Благо людей», говоря о котором партия Х идет на выборы, — это просто бренд такой. К тому же устаревший. Его пора бы и обновить.

То же касается всех партийных вызовов, от кого бы они не исходили, всех, без исключения, партийных программ. «Замедление инфляции, подъем экономики, замораживание пенсионного возраста» — это эволюционные хвосты отмирающих методологий. Не выстреливающая идеология. Не более.

Теперь надо показать, как надо формировать «правильные идеологии». Покажем это на примере недавней истории Анжелины Джоли. Что предъявили публике? Кинозвезду, которая верит в достижения современной науки, и решилась на не нужную операцию, а заодно своим авторитетом подтолкнула миллионы женщин всего мира, по крайней мере, к дорогостоящему исследованию.

Делая свое заявление, Джоли произносила явно написанные спичрайтером речи, начиненные зомбирующими ключевыми словами: «семья», «выбор», «жизнь» «решение»… По совокупности ее выступление и операция — это и есть образец современного пиар-сопровождения. Чего же именно?

Речь идет об интересах корпорации, монополизировавшей ген, который фигурировал в псевдонаучном обосновании истории семьи Джоли и все связанные с этим геном исследования. Вы, должно быть, не знали, что ген можно сделать объектом собственности и авторского права?

Каждое медицинское исследование, связанное этим геном, проводимое в любой точке земного шара, приводят к пополнению счетов корпорации. Развязанная Джоли массовая истерия привела к обвальному росту обращений гражданок за анализами по поводу «вероятности заболевания». Цена анализа — несколько тысяч долларов.

Вот это образец правильной, современной «идеологии» и грамотного продвижения.

Грамотная современная идеология, она же технология манипулирования сознанием отличается одной удивительной особенностью. Эффективность ее равна масштабам массового психоза, который происходит после ее применения.

Максим Вихров наводит напраслину на украинских политиков, утверждая, что им это недоступно. Им очень это доступно и примеры массового психоза, вызываемого грамотными действиями украинских политиков, у нас уже есть.

Если массовые психозы в Украине еще перемежаются моментами просветления, то это, разумеется, недоработка. Существуют страны, чье население живет в фазе беспрерывного психоза. Эти страны считаются очень-очень преуспевающими, прогрессивными.

Так что нам есть куда стремиться и за что бороться.

Украинским политикам — за овладение инструментарием совершенного манипулирования сознанием электората.

Украинским гражданам — за жизнь, в которой нет телевизора, радио, бигбордов, газет и Интернета.

Впрочем, это не панацея. В те места, где нет почты и телеграфа, идеологию доставляют танками и ракетами миротворческих миссий.

Остается добавить, что в Луганске есть немало людей, поющих песню про то, что наш город (наша страна) отстали от паровоза истории и предлагающих свои рекомендации по поводу догонки.

Иногда это касается несовременных партийных идеологий. Иногда — несовременного дизайна. Или — отсутствия у горожан должного сочувствия гомосексуалистам и бродячим собакам. Или — непредоставления карт-бланш акционистам и последователям Марата Гельмана. Или — недостаточно быстрого перехода к ОСМД и коммерческой медицине.

По итогу выходит, что в Луганске живут несколько потерянных поколений потерянного города потерянной страны. Эти люди безнадежно отстали от вызовов времени. Точнее от одного — важнейшего — вызова. Перефразируя девиз пожарников из «451 по Фаренгейту», можно озвучить этот вызов так:

«Все продать и очень дорого. Потом продать это же самое еще кому-нибудь».

Ирина Петрова