OBZOR.lg.ua

как жить в Луганске

Кинематограф

В начале XX века большой популярностью среди луганчан пользовались кинематографы. Аппаратуру, «кинематографические ленты» поставляли как заграничные фирмы — братьев Патэ, Гомон, Эклер, так и русские — Ханжонкова, Дранкова и др. Они имели своих представителей в больших городах, продавали и давали напрокат свои картины монопольно на определенный регион. В нашем регионе представительства были в Харькове, Екатеринославе, Ростове-на-Дону.

В 1914 г. в Луганске действовали следующие кинематографы: «Художественный», «Экспресс» (ул. Петербургская — ныне ул. Ленина), «Эрмитаж» и «Иллюзион» (ул. Пушкинская), кинематограф Шарапова (на ул. Патронной — сейчас ул. Рабочая).

Недостатка в кинематографических лентах не было, хотя в основной своей массе это были фильмы малохудожественного содержания, дающие хороший кассовый сбор. Такие, например, как «Уходящие из жизни», «Агония славы», «Остров блаженства», «Похищенная львицей». Но были и научно-популярные фильмы исторического и географического содержания, такие, как «Воцарение Дома Романовых», «Ермак — покоритель Сибири», «Кончина Карла Смелого», «Острова Соломона», «Виды Киева», «Путешествие в страну Солнца», «Ясная Поляна». Экранизированы были и классические произведения русских и иностранных писателей: «Светит да не греет» А.Н. Островского, «Маскарад» М.Ю. Лермонтова, «Любовь Андрея — сына Тараса Бульбы» Н.В. Гоголя, «Гамлет» В. Шекспира.

Летом 1905 г. в саду колонии завода Гартмана, по инициативе заведующего училищем заводов Гартмана М.Л. Ямпольского, работал летний кинематограф. М.Л. Ямпольский исходил из благородного желания «дать рабочим заводов и их семьям разумное развлечение в это тяжелое и смутное время войны, развлечение тем более необходимое, что самое пагубное развлечение простого люда — водка и пиво изъяты из продажи, а пивные закрыты и рабочие в праздничные дни не знают, чем заполнить свой досуг».

Из 125 картин, демонстрировавшихся в течение лета в саду колонии заводов, научно-популярных лент было 74, комедийных — 40, драматических — 11. Чтобы поднять интерес у публики к «скучным» научно-просветительским картинам, приглашались артисты: музыкальные эксцентрики, фокусники, балалаечники-куплетисты, которые демонстрировали свои незатейливые номера в антрактах между двумя отделениями картины, имея немалый успех у публики. Цена билетов в таких случаях повышалась на 3 копейки, которые шли в пользу артистов.

Максимальное посещение летнего кинематографа было в день его открытия — 16 мая. В этот день пришло 1146 взрослых и детей. Но опыт работы кинематографа под открытым небом был неудачным: из-за низких цен на билеты (детский — 7 копеек, взрослый — 12), затяжных дождей, а главным образом из-за безбилетников, число которых было порой от 10 до 40%, дефицит в 245 рублей в конечном итоге был покрыт из личных средств господина Ямпольского.

Золотые страницы Украины, 1996