OBZOR.lg.ua

как жить в Луганске

-1℃ / ℃

Промышленность Луганска

Во второй половине XVIII в. после значительных побед России над Турцией быстрыми темпами пошло освоение Черноморского побережья, заселение донских степей и степей Приазовья. Крепостям, защищавшим южный край, и Черноморскому флоту были необходимы пушки и боеприпасы. Практически единственным местом изготовления пушек был Урал, но доставка их с Урала стоила очень дорого, и правительство Екатерины II обращает серьезное внимание на железные руды и каменный уголь Славяносербии. На этот каменный уголь было указано еще Петром I: «Этот минерал если не нам, то нашим потомкам очень пригодится».

Произведенные вице-адмиралом Н.С. Мордвиновым расчеты показали, что изготовление из меди необходимого для вооружения крепостей и флота количества пушек не по карману государственной казне. Кроме того, невозможно было добыть так много меди. И тогда он обратился к шотландскому инженеру Карлу Гаскойну — владельцу пушечных заводов в Карро и в Шотландии, приглашенному в 1789 г. на российскую службу по особому контракту.

Гаскойну в 1790 г. был поручен осмотр залежей разных руд и каменного угля в Бахмутском и Донецком уездах и в Славяносербске в том предположении, что если эти вещества найдутся в достаточном количестве, то измерить падение вод в различных речках, ради определения места к устроению завода и сообразив выгоды его положения, представите по сему поводу описание результатов своего путешествия». Гаскойн выполнил поручение и заверил правительство, что «найденные прииски железной руды и каменного угля по освидетельствованию обещают богатейшее количество сих минералов в наилучшем качестве». Исходя из государственной необходимости. Екатерина II издает 14 ноября 1795 г. «Указ об учреждении литейного завода и употребить на это дело 715733 руб». Села Каменный Брод и Вергунка были первыми населенными пунктами, принявшими строителей и рабочих Луганского литейного завода. С 1797 г. поселок, возникший вокруг завода, получил название Луганский завод.

Казенный литейно-пушечный завод сооружался почти 10 лет. В 1798 г. были построены первые цехи, а 4 октября 1800 г. первая домна выдала чугун, выплавленный на Лисичанском угле из руды, добытой в районе сел Городище и Белое. Наладить выплавку чугуна на местном сырье не удавалось, т.к. железная руда была низкого качества, а уголь слабо коксующимся. Несмотря на то, что Луганский литейно-пушечный завод оказался предприятием малоудачным, в деле исследования Донецкого бассейна он сыграл большую роль, т. к. являлся в течение всего своего существования средоточием горных инженеров — «горных офицеров» по терминологии того времени, т.е. людей, специально подготовленных к производству изысканий новых месторождений каменного угля и руд для нужд завода.

Кроме того, завод сыграл немаловажную роль в экономике России. В период Отечественной войны 1812 г. он был значительно расширен и являлся одним из основных поставщиков вооружения для русской армии.

Выгодное географическое положение на пугях между центральными губерниями России и портовыми городами Ростовом и Таганрогом способствовало развитию торговли. Вокруг завода возникают торгово-ремесленные заведения. Годовой торговый оборот поселка доходил до 1 млн. рублей серебром.

К концу 50-х годов Х1Х в. в Луганске было открыто 10 салотопных и 2 воскотопных завода, 2 заведения по производству свечей, а также кожевенные и мыловаренные, 3 маслобойных, 8 кирпичных и черепичных предприятий, 2 известковых, 17 мельниц. Расширяющаяся промышленность требовала топлива, железной руды, другого сырья. Со всей очевидностью встала проблема строительства надежных путей сообщения. В середине 70-х годов в сферу транспортного строительства входит и Луганск. В 1874 г. открывается железная дорога Луганск-Дебальцево, в 1876 г. построены и начали функционировать железнодорожные мастерские. В 1897 г. Луганск через станцию Миллерово соединился с Азовской дорогой.

Железнодорожные мастерские были призваны обеспечивать капитальный, средний и малый ремонт всего подвижного состава, С момента основания железнодорожные мастерские представляют собой крупное предприятие того времени, оснащенное необходимыми техническими средствами. Уже в 1880 г. было отремонтировано 23 паровоза, а в 1889г. — 583.

Для железных дорог с каждым годом требовалось все больше и больше подвижного состава, прежде всего паровозов. В таких условиях и возник в Луганске паровозостроительный завод.

В Горнозаводском листке № 8 за 1895 г. извещалось о покупке германским промышленником Густавом Гартманом участка земли в Луганске для постройки паровозостроительного завода. В 1896 г. было основано «Русское общество машиностроительных заводов Гартмана», Оборудование было перевезено из г. Хеймница в Германии. Завод выпускал вначале паровоз серии «ОД», затем передовой по конструкции и экономичный по тому времени паровоз серии «С». К 1905 г. завод Гартмана давал свыше 10% общероссийского производства паровозов.

В Луганске иностранным предпринимателям принадлежал и ряд других предприятий города. В 1896 г. бельгийцы учредили «Анонимное общество Луганских эмалировочных мастерских», в следующем году — «Анонимное общество Луганских литейных заводов».

Для дальнейшего развития Луганска большое значение имело открытие в цехах бывшего литейно-пушечного завода, закрытого в 1887 г., казенного патронного завода. Луганский патронный завод был первоначально рассчитан на выпуск 100 млн. патронов в год. В 1895 г. завод дал всего 10 млн. штук, но уже через 3 года была достигнута проектная мощность, а в 1911 г. было выпущено 118 млн. патронов.

Кроме предприятий тяжелой промышленности в этот период в городе открываются предприятия легкой и пищевой промышленности. Так, с 1904 г. начинает свою деятельность «Товарищество Луганской мануфактуры». Фабрика предназначалась исключительно для выработки прессового сукна для маслобойных заводов, на которые рынок предъявлял большой спрос. В 1909 г. был применен первый опыт выработки на фабрике шерстяных приводных ремней, на которые был огромный спрос со стороны развитых стран.

К концу Х1Х в. Луганск представлял собой крупный промышленный центр Юга Украины. В 1898 г, здесь сосредоточилось 58 промышленных предприятий с суммой производства в 4,5 млн. рублей. В первое десятилетие XX в. в Луганске продолжает бурно развиваться промышленность. Перед первой мировой войной темпы ежегодного прироста продукции города превышали 16%. Список наиболее крупных предприятий, открытых в г. Луганске со второй половины Х1Хв. до 1914г.:

  • 1870 г. — пивоваренный завод Ольховых;
  • 1870 г. — винокуренных завод Ольховых;
  • 1870 г. — винокуренный завод Грибеннишва и Черняка;
  • 1876 г. — железнодорожные мастерские;
  • 1876 г. — кирпичный завод Федоровского, Бергера и др.;
  • 1896 г. — Русское общество машиностроительных заводов Гартмана;
  • 1896 г. — казенный винный склад;
  • 1896 г. — спиртовой завод Медем;
  • 1896 г. — Анонимное общество луганских эмалировочных мастерских;
  • 1897 г. — чугунолитейный завод Гончаровой;
  • 1904 г. — Товарищество луганской мануфактуры;
  • 1906 г. — каретное заведение Зотова;
  • 1906 г. — мыловаренный зааод Демидова;
  • 1907 г. — гшздильный завод Урденен и Д юшессан;
  • 1908 г. — слесарно-механические мастерские Минакова;
  • 1908 г. — типография Гаммерит;
  • 1908 г. — конфетная и пряничная фабрика Макулевича;
  • 1908 г. — мыловаренный завод Киллера;
  • 1909 г. — чугунолитейный завод Чудинова и Баллот;
  • 1909 г. — макаронная фабрика Санпитера;
  • 1909 г. — пивоваренный завод Прусского и Ефимова;
  • 1909 г. — гильзовая фабрика Шакиро и Каплуновского;
  • 1911 г. — толевый завод Бельгийского;
  • 1911 г. — фабрика курительной бумаги Каца;
  • 1912 г. — конфетная и пряничная фабрика Венгеровского;
  • 1912 г. — чугунолитейный зааод Федорова;
  • 1912 г. — трубопрокатный завод Залевского и Григорьева;
  • 1913 г. — трубопрокатный завод Попова и Буденцова;
  • 1913 г. — толевый завод Бергера;
  • 1913 г. — городская электростанция;
  • 1913 г. — завод фруктовых вод Пубенц

Золотые страницы Украины, 1996