OBZOR.lg.ua

как жить в Луганске

Лугансктепловоз

В 1896 г. на окраине торгово-промышленного городка Луганска с населением более 25 тысяч человек на берегу реки Лугани были заложены заводы Русского общества машиностроительных заводов Гартмана.

Заводы основывались с целью развивать машиностроительное дело на юге России, трудовые и материальные ресурсы которого как нельзя более способствовали созданию здесь подобного рода предприятий.

Учредителем РОМЗ в Луганске являлись крупный немецкий капиталист, владелец паровозостроительных заводов в г. Хемнице (Германия) Густав Гартман и статский советник Иван Леонтьевич Гольдштанд.

3 мая (15 мая по новому стилю) 1896г. был утвержден устав РОМЗ. Таким образом, эта дата и стала началом истории Луганского паровозостроительного завода.

Первоначальный акционерный капитал общества составлял 4 млн. рублей золотом, который был разделен в 40 тыс. акций по 100 рублей каждая.

Луганский паровозостроительный завод в России был одиннадцатым по счету, а среди действовавших в то время — восьмым и последним по его возведению, Правление общества помещалось в Санкт-Петербурге (Малая Морская, 9). Директорами были: английский подданный, шотландец по происхождению, Андерсон, немец Трек, поляк Хржановский.

В течение четырех лет последовательно вводятся в строй основные цехи завода. И уже в мае 1900г. вышел из цеха первенец — товарный паровоз серии «ОД». К марту 1903г. было уже построено 359 паровозов. А в 1905г. за год их было выпущено 245. Такой взлет был высоким не только для Луганского, но и для всех русских заводов, и впоследствии никто его не превзошел.

На 1 января 1912г. в структуре Луганского завода имелось 23 отдела, цехи и другие службы. Количество рабочих на заводе колебалось от 3 тысяч до 5,5 тысячи, начиная с 1899г. и до 1918г. Заработная плата рабочего в месяц составляла от 30 до 125 рублей.

Со дня создания профессионального общества (1906г.) на заводе появляются ссудо-сберегательная касса, а затем школа, больница, библиотека и читальня. По размерам своей деятельности библиотека была одной из самых крупных рабочих библиотек царской России.

Кроме основной продукции — паровозов — завод выпускал и другие изделия: железные трубы, котлы, болванки, сортовое железо и многое другое.

Завод подразделялся на отделы:

  • металлургический, в состав которого входили цехи: мартеновский, сталелитейный, модельный, чугунолитейный, меднолитейный, прокатный, трубопрокатный, оцинковальный, кирпичный и лаборатории — химическая и механическая. Производились там: литые мартеновские болванки, фасонное стальное литье, чугунное литье, радиаторы, медные отливки, сортовое, листовое и кровельное железо, железные дымогарные трубы и кирпич огнеупорный;
  • механический и другие отделы, в состав которых входят цехи: паровозный, механический, кузнечный, болтовая и газовая станции. Там выпускались паровозы, машины и механизмы для нефтяного дела, разные поковки, паровозные и вагонные оси, рессоры, котлы, трубопроводы, резервуары, баки, цистерны, железные конструкции, мосты, болты, гайки и пр.;
  • паровозный отдел подразделялся на цехи: механический, сборочный, меднокотельный, малярный и инструментальный. Всех рабочих состояло на 1 июля 1912г. 3.588 человек; в паровозном отделе по цехам: в механическом — 461, в сборочном — 210, в меднокотельном — 134, в малярном — 33, в инструментальном — 71

Паровозомеханический цех занимал площадь в 2.737 кв. саженей (12.462 кв. м) и представлял часть паровозного отдела, состоящего из паровозомеханического, сборочного, обшивочного, малярного цехов и механической лаборатории. Оборудование состояло из 412 различных станков.

Механический цех обслуживался 4 мостовыми электрическими кранами по 5 тонн каждый. Для приведения в действие станков механического цеха имелся 31 мотор постоянного тока напряжением в 248 вольт. Кроме узлов, идущих на паровоз, механический изготовлял некоторые другие изделия: части станков, валы и т.д.

Котельный цех был оборудован всеми современными орудиями в количестве 290 шт. для производства котельных изделий. Электрическая энергия распределялась 42 моторами постоянного тока. Одновременно могли находиться в разных стадиях работы 23-25 котлов, в сборке же одновременно — 10 паровозных котлов. Наибольшая производительность — 23 паровозных котла в месяц при двух сменах. Кроме котлов цех изготавливал разнообразные железные конструкции: краны, мосты, стропильные фермы.

Паровозосборочный цех был предназначен для сборки паровозов и тендеров. Все работы по сборке шли в определенном последовательном порядке, позволяющем произвести их в наиболее короткий срок. Продолжительность сборки одного паровоза была 7 суток. В месяц при таких темпах можно было собрать 20 паровозов, что в год составляло уже 240. До 1917г. Луганским паровозостроительным заводом было выпущено 2.116 паровозов: «Ов», «Э», «Щ» и другие типы.

Золотые страницы Украины, 1996