OBZOR.lg.ua

как жить в Луганске

-1℃ / ℃

Транспорт

Первое упоминание об извозчиках в Луганске датируется 1867 г. Таковых значилось 5. Их число возросло после того, как Луганск получил в 1882 г. статус уездного города. Городская Дума по инициативе первого городского головы Н.П. Холодилина упорядочила извозничий промысел в городе и установила твердую таксу для оплаты легковых извозчиков. Были определены наиболее популярные маршруты и стоимость проезда до железнодорожного вокзала, к заводу Гартмана, в Каменный Брод, к Преображенской площади, в Гусиновку.

Экипажи были пароконные 1-го разряда для 3 пассажиров, одноконные пролетки для 2 пассажиров, экипажи 2-го разряда и извозчики 3-го разряда для 3 пассажиров. В зависимости от разряда экипажа, числа пассажиров и длины маршрута стоимость проезда составляла от 10 до 80 копеек. Извозчика можно было нанять на время — на день, на час.

Одежда извозчика в провинциальных городах не была строго регламентирована. Они ездили и в картузах, и в обычных поддевках, а зимой даже в тулупах и армяках. Обувались извозчики в высокие сапоги, зимой носили валенки. Ездили в рукавицах, которые затыкали за пояс. Волосы, подстриженные «в скобку», и бороды дополняли облик извозчика. Непременным атрибутом был кнут, заткнутый за голенище сапога.

В 60-90-х годах XIX века в России развернулось строительство железных дорог. В середине 70-х годов транспортным строительством был охвачен и Луганск. В 1874 г. была построена железнодорожная ветка в Дебальцево; в 1876 г. в Луганске построены железнодорожные мастерские; в 1897 г. построена ветка Луганск-Миллерово. А тремя годами позже из Луганска вышел на железнодорожные магистрали первый построенный здесь паровоз.

В 1899 г. Луганская городская Дума решала вопрос об устройстве электрического трамвая и его эксплуатации в г. Луганске. Предполагалось, что электрическая железная дорога пройдет по следующим направлениям: 1-я линия: вокзал — ул. Вокзальная — ул. Пушкинская — ул. Петербургская — Успенская площадь. На Успенской площади — станция. 2-я линия: Успенская площадь — ул. Почтовая — ул. Патронная — до Каменнобродского моста. Против патронного завода — станция. 3-я линия: Успенская площадь — Соборный переулок — ул. Казанская — Преображенская площадь — ул. Солдатская — до Моста Гартмана. На новом базаре — станция.

Плата за проезд в дневное время назначается в размере 5 копеек за проезд одной или двух станций и за проезд трех и более станций — 7 копеек. В ночное время должна взиматься двойная плата. Учащиеся, имеющие ученические билеты, или находящиеся в форме, платят половину установленной цены.

Поднимался этот вопрос городской Думой не раз, но решен так и не был. И решение его было отложено более чем на 3-летний срок. Первый трамвай в Луганске был пущен по маршруту 3-й километр — проходная завода ОР только 1 мая 1934 г.

Золотые страницы Украины, 1996